p1

Разработка программ энергосбережения и инвестиционных программ

 

Программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

 

Программа энергосбережения - это документ, регламентирующий деятельность муниципального образования, предприятия или учреждения в области энергосбережения, с утверждённым перечнем и сроками реализации энергосберегающих мероприятий и их технико-экономическим и финансовым обоснованием.

Законодательная база

Специалистами нашей компании производится разработка программ по энергосбережению и энергоэффективности организаций, а также инвестиционных программ  в соответствии с действующими нормативными документами.

На данный момент разработка программ энергосбережения и энергоэффективности организаций, осуществляется в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ №398. В этом документе изложены основные требования к разработке программ и установлены методы расчета целевых показателей в области энергосбережения и энергоэффективности организаций.

 

Разработка программы энергосбережения

 

Как правило, разработка программы энергосбережения происходит после проведения энергетического обследования предприятия, при этом предоставляются результаты прошедшего энергоаудита в виде энергетического паспорта потребителя ТЭР и отчета о проведенном обследовании. 

Разработанные Программы, не позднее 1 марта года, предшествующего планируемому периоду действия Программы, должны направляться организациями в "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности" субъекта Федерации.

Для организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности, необходимо утверждение разработанных программ в местных комитетах по тарифам. Разработанная программа может подлежать ежегодной корректировке.

В случае если энергетическое обследование не было проведено, то для разработки Программы заказчику необходимо самостоятельно собрать следующую базовую информацию о своей организации, либо провести добровольное энергетическое обследование:

  • основные характеристики состояния и параметров зданий, строений, сооружений организации (общая площадь, отапливаемый объём и т.д); 
  • объем потребления энергетических ресурсов (по каждому виду) за последние 5 лет;
  • существующее состояние инженерных коммуникаций (тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и водоотведение); 
  • оснащенность приборами учета энергетических ресурсов ( с указанием марки прибора, даты поверки  и места установки); 
  • сведения о наличии собственных (автономных) источников энергоснабжения, их технические характеристики и состояние; 
  • сведения об энергопотребляющем оборудовании.

Следует отметить, что для составления качественной программы энергосбережения, реализация которой позволит добиться реального снижения энергопотребления, рекомендуется провести добровольное энергетическое обследование, в ходе выполнения которого специалистами нашей компании будет определен возможный потенциал энергосбережения и составлен перечень энергосберегающих мероприятий с подробным технико-экономическим расчетом.

 

Наш опыт

На сегодняшний день, нами разработаны программы энергосбережения и инвестиционные программы, для организаций различного уровня и направления деятельности, в частности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, бюджетных, и пр.

Как показывает наш опыт, качественно разработанная программа энергосбережения позволяет существенно облегчить процесс утверждения тарифов на товары и услуги ресурсоснабжающих организаций в органах исполнительной власти, а также позволяет избежать штрафных санкций со стороны надзорных органов.

 

Ответственность за отсутствие программы по энергосбережению.

 

Статья 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «…Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»:

«Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей


 Инвестиционная программа

 

Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, электроснабжения и в жилищно-коммунальном хозяйстве сталкиваются с вопросами разработки и утверждения производственных и инвестиционных программ.

 

Назначение инвестиционной программы

 

Формирование инвестиционных программ напрямую связано с вопросами тарифообразования.  Инвестиционная программа разрабатывается в рамках обоснования необходимых затрат регулируемой организации для обеспечения ею качественного предоставления услуг.

Наш опыт разработки инвестиционных программ для организаций осуществляющих регулируемые виды деятельности показывает, что технически грамотно составленная инвестиционная программа с подробным технико-экономическим обоснованием каждого  мероприятия, позволяет существенно «облегчить» процесс согласования экономически обоснованного тарифа на услуги организации в регулирующих органах.

 

Перечень организаций для которых разработка инвестиционной программы является обязательной:

101 

Содержание и структура инвестиционной программы определяется техническим заданием на ее разработку, которое разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. Инвестиционная программа может состоять из описательной, табличной и графической частей.

 

В инвестиционную программу рекомендуется включать:

- цели и задачи инвестиционной программы;

- анализ существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры;

- план технических мероприятий по строительству систем коммунальной инфраструктуры и (или) мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

- объем финансовых потребностей по реализации инвестиционной программы;

- план финансирования инвестиционной программы с указанием источников ее финансирования;

- иные сведения.

Цели и задачи рекомендуется представлять в виде целевых индикаторов определяемые в соответствии с Приказом Минэнерго России от 30.06.2014 г. № 399 «Об утверждении методики расчета значений

 

К мероприятиям по модернизации могут относиться:

- увеличение производительности оборудования на сохраняемых производственных площадях;

- сокращение удельных расходов энергетических ресурсов на производство единицы товаров (оказание услуг);

- снижение непроизводительных потерь ресурсов;

- повышение долговечности работы основного оборудования;

- улучшение условий труда производственного персонала и повышение безопасности работы;

- автоматизация и переход на дистанционное управление производственных процессов.

 

Процедура разработки и утверждения инвестиционных программ выглядит следующим образом:

102 

В случае отказа в утверждении Инвестиционной программы регулирующим органом

Для проведения проверки обоснованности проекта инвестиционной программы, а также расчета финансовых потребностей, надбавок к тарифам и тарифов на подключение орган регулирования вправе привлечь сторонние организации.

В случае необоснованности предоставленных расчетов, несоответствия рассчитанных финансовых потребностей проекту предоставленной инвестиционной программы или несоответствия проекта указанной программы техническому заданию на ее разработку орган регулирования муниципального образования вправе в соответствие с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210 - ФЗ. вернуть проект инвестиционной программы и расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей соответствующей организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий с письменным изложением перечня замечаний и причин признания проекта инвестиционной программы необоснованным.

При несоответствии рассчитанных надбавок к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и тарифов организации коммунального комплекса на подключение финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее инвестиционной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести перерасчет указанных тарифов и надбавок.

При признании органом регулирования необоснованным проекта инвестиционной программы и направления замечаний организации коммунального комплекса в течение 30 календарных дней рекомендуется осуществлять доработку инвестиционной программы в соответствии с замечаниями органа регулирования.

После завершения доработки организации коммунального комплекса рекомендуется направлять скорректированную инвестиционную программу с необходимыми дополнительными материалами, перечень которых приведен в техническом задании и в которые также внесены изменения, в орган регулирования в письменном виде.

 

Пересмотр утвержденной Инвестиционной программы

 

Основаниями для пересмотра (внесения изменений) в утвержденную инвестиционную программу могут быть:

— пересмотр (внесение изменение) в техническое задание на разработку инвестиционной программы;

— результаты мониторинга выполнения инвестиционной программы организации коммунального комплекса;

— вынесение органом регулирования муниципального образования решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом надбавки к ценам (тарифам), предлагаемой организацией коммунального комплекса для обеспечения реализации инвестиционной программы;

— объективные изменения условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющие на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможности пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) тарифа организации коммунального комплекса на подключение.

В качестве оснований для пересмотра рекомендуется определять результаты мониторинга только по тем показателям и индикаторам, по которым устанавливались целевые значения при разработке инвестиционных программ. Критерии и их числовые значения, определяющие необходимость пересмотра инвестиционной программы по результатам проведения мониторинга выполнения инвестиционной программы, рекомендуется определять органу местного самоуправления.

Пересмотр (внесение изменений) инвестиционных программ может производиться не чаще одного раза в год с учетом положений части 9 статьи 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210 - ФЗ.

В случае если пересмотр инвестиционной программы осуществляется по инициативе организации коммунального комплекса, заявление о необходимости пересмотра, направляемое в орган регулирования муниципального образования, рекомендуется сопровождать обоснованием причин пересмотра (внесения изменений) с приложением необходимых документов.

Пересмотр (внесение изменений) инвестиционной программы рекомендуется осуществлять в порядке, предусмотренном для разработки инвестиционной программы.

Решение об утверждении или пересмотре (внесении изменений) инвестиционной программы в недельный срок со дня его принятия рекомендуется доводить представительным органом муниципального образования до организации коммунального комплекса, осуществляющей реализацию инвестиционной программы.